Никогда не надо слушать, что говорят цветы. Надо просто смотреть на них и дышать их ароматом(с)
Как стать иллюстратором?
Техника работы
Первое, что хочется действительно посоветовать - определиться, в какой именно технике тебе хотелось бы работать. Я очень сожалею, что в своё время мне некому было подсказать, что иллюстрировать - это не всегда просто рисовать.
Иногда понимаешь, что было бы не менее интересно делать иллюстрации из пластилина, бумаги или в форме коллажа с элементами рисунка, но за пазухой накопилось уже достаточно толстое портфолио с работами, выполенными в определённом стиле и в ранее выбранной технике, появился определённый круг клиентов, которые ожидают на выходе работы именно в том стиле, который представлен в портфолио. Резко менять всё не хочется, а вплетать постепенно новые элементы - очень трудоёмкое занятие.
Как стать иллюстратором?
Часто ситуация «просто рисующих» ухудшается ещё и тем, что откуда-то появляется целая тьма людей, которые вдруг рисуют такими же линиями, похожими цветами и похожими текстурками. И упаси боже, если этот человек станет на каком-то отрезке пути более известнее, чем источник – на собственной карьере крест может ставить и не стоит (уж не надо наглецам доставлять такой радости), но переживания по поводу воруют очень много сил.
Даже если в ситуации полного копирования чужаком твоего стиля понимаешь, что твои иллюстрации отличаются от других особым подходом к процессу создания работ, особенным почерком и какими-то характерными деталями, факт остаётся фактом, что от индивидуальности и именно неповторимости техники вообще зависит очень многое.
читать дальше
***
Особенная, неповторимая техника, которая к тому же будет оттачиваться годами – это уже половина всего дела. Я понимаю, что нет смысла подходить к вопросу выбора техники методично: что требуется на рынке, что больше всего пользуется спросом, в какой технике работает меньше всего иллюстраторов – чтобы конкуренция поменьше была, но многое всё-таки нужно учитывать.
Мало того, что ситуация на рынке может резко измениться - сегодня моден вектор, а завтра все будут бегать за пластилиновыми иллюстрациями, так ещё и хочется заниматься любимым делом всю жизнь, работать так, как нравится, оставаться верным себе, но найти золотую середину, учитывающую требования рынка и собственные ожидания от жизни было бы всё-таки неплохо.
Уже давно прошли те времена, когда в иллюстраторы шли люди, обученные по всем канонам классической живописи, и это здорово! Поле деятельности современного иллюстратора настолько велико, что нет необходимости концентрироваться только на умении иллюстрировать традиционным способом.
Как выбрать свою технику работы? Просто пробовать! Попробовать всё, что только можно:
- иллюстрацию из пластилина
- иллюстрацию из бумаги
- иллюстрацию с помощью самодельных кукол
- вышивку по ткани или бумаге
- коллаж
- инкрустация соломкой
- работы тушью, акварелью, акрилом, карандашами
- иллюстрации в компьютерных программах вроде Photoshop, Painter или Illustrator
- иллюстрации с помощью смешанной техники – рисунка, коллажа и компьютерной постобработки.
В самом начале пути лучше не принимать поспешных решений, не связывать себе руки какой-то отдной техникой исполнения работ. На своём собственном опыте я столкнулась с тем, что ничего плохого в пестроте техник и стилей нет, пока речь идёт о подготовке к профессиональной деятельности.
Творческие эксперименты – один из самых важных моментов в созревании хорошего иллюстратора. Я сама перепробовала кучу всего: работа тушью, акварелью, акрилом, гуашью, простым карандашом и белилами по тёмному фону, работа растром в стиле графики 20-30 годов в графических программах, работа растром в более реалистичной манере, рисование куколок и дудликов, иллюстрации в векторных программах. Только перепробовав кучу всяких техник я пришла к своему теперешнему стилю работы, хотя, признаюсь честно, у меня нет чувства, что он полностью оформился, пока мне кажется, что я меняюсь от иллюстрации к иллюстрации, хотя какие-то отточенные приёмы уже есть.
Я уже не первая, кто советует начинающим иллюстраторам проверить, какая техника соответствует больше собственной натуре, но ведь что тебе стоит проверить себя и попробовать? Если корм пойдёт в коня, и у тебя за достаточно короткое время в выбранной технике насобирается как минимум 10 работ, и тебе не надоест их и дальше ваять - то можно хотя бы временно остановиться на выбранной технике и перейти ко второму шагу алгоритма - подумать, каким именно иллюстратором ты бы хотела стать.
Каким именно иллюстратором стать?
Казалось бы, чего здесь долго думать, каким иллюстратором стать – хорошим, конечно! Но не об этом речь. Иллюстратор иллюстратору рознь. Бесполезно хотеть стать мастером на все руки и стараться угодить всем. Как и в любом другом творческом деле нужно знать, на кого бы ты хотела работать.
Что у нас есть на выбор? Каким именно иллюстратором можно стать:
- иллюстратором детских книг
- иллюстратором книг для взрослых
- журнальным иллюстратором
- газетным иллюстратором
- рекламным иллюстратором
- иллюстратором для текстильной промышленности
- научно-популярным иллюстратором
- иллюстратором медицинских изданий
- иллюстратором для учебников и пособий
- веб-иллюстратором
- и прочим...
У каждого ответвления есть свои особенности: своя целевая группа, ограничения по срокам, технике исполнения и содержанию. От того, каким иллюстратором ты бы хотела стать и зависит твоё будущее. Естественно, можно хотеть стать журнальным иллюстратором, но в процессе превратиться в книжного или рекламного, но тем не менее твоё самое первое решение определит тематику и направленность твоего первого портфолио, твоей первой визитной карточки, на которую ещё долго будут ссылаться твои клиенты и просить нарисовать вот так, как у тебя же стоит. Ну или ты полностью сменишь стиль, направление и станешь показывать только работы в актуальной технике и браться только за заказы, которые отвечают и твоим внутренним требованиям. Это тоже не ново, что маститые иллюстраторы вдруг резко убирают все свои иллюстраторские работы из портфолио и представляются, как художники, желающие зарабатывать на живопись. При должном успехе на живописи можно действительно больше зарабатывать, но, как сказал, прости, труп в фильме "Сим Сити":"Один раз курильщик - навсегда курильщик". Один раз иллюстратор - навсегда иллюстратор. Просто так любовь к потребной, красивой и остроумной графике не истребить никаким желанием зарабатывать побольше на искусстве.
Итак, от выбранного направления зависит твоё будущее. Если ты хочешь стать книжным иллюстратором, то в портфолио нужно показать, насколько хорошо ты умеешь работать с текстом и отражать смысл написанного, держать планку и, скажем, отображать героев одинаково, в самых немыслимых ракурсах на протяжении всей книги.
Если ты решишь стать журнальным иллюстратором, то здесь нужно уметь работать с графическими метафорами, жить в режиме стресса и сжатых сроков, уметь вычленять даже из статей с совершенно дикими и незнакомыми тебе темами основное высказывание и поддерживать его своими иллюстрациями. К тому же и журналов есть целая куча: женские, мужские, детские, о здоровье, домашнем очаге, науке и технике, психологии и т.д. Каждый отдельный журнал выдвигает свои требования как к сложности, количеству, так и технике иллюстраций.
Как понять, каким иллюстратором ты хочешь стать? Только пробовать! Листать журналы, книги, просматривать сайты, но самое главное – неустанно работать над собой – рисовать много и часто, как будто каждый день последний. Любовь к чему-то конкретному нужно не только обнаружить, но и проверить на деле. Именно когда ты станешь проверять себя на любови или нелюбови к какому-то конкретному направлению в иллюстрации, ты столкнёшься с новой проблемой – объём работы.
Объём работы
Объём работы себе можно представить, только начав работать в выбранном направлении. Например, попытаться проиллюстрировать первую попавшуюся статью 2-3 иллюстрациями. Выбери статью нарочно без разбора, вне зависимости от того, нравится тебе текст или нет, разбираешься ты в нём или нет, и попробуй разбить на такие части, чтобы иллюстрации к ним равномерно сопровождали и отражали текст.
Иногда мне приходят такие заказы, что я читаю их и понимаю, что ничего не понимаю. Я не знаю каких-то имён, мне ни о чём не говорят события, описанные в статье. Первое, что я делаю – иду разбираться: читаю и смотрю всё, что мне попадается по этой теме. При этом нельзя забывать, что время на сбор материала и ознакомление с ним отнимается от общего времени заказа – чем дольше ты провозишься с поисками и выяснениями, тем меньше времени останется на работу. Поэтому так важно иметь хорошую связь с заказчиком или артдиректором – в крайнем случае всегда можно выспросить, что именно от тебя ожидают.
Хочешь стать книжным иллюстратором, попробуй проиллюстрировать маленькую историю на 3-4 страницы или целую главу из какой-то любимой книги.
Хочешь иллюстрировать учебники, посмотри, какие уже есть на сегодняшний день, что бы ты сделала в них лучше, доходчивее, красивее. Ну и т.д.
Нужно себе представлять, что в зависимости от рода деятельности ты не сможешь выбирать, что тебе иллюстрировать - это работа, которая должна кормить, пока ты не сможешь позволить себе "перебирать харчами". Тебе нужно будет научиться чётко оговаривать условия работы, научиться доверять людям и иногда терпеть огорчения.
Где искать клиентов?
Выхода здесь 2: активный и пассивный поиск.
В первом случае ты просто оформляешь портфолио – бумажное или цифровое- и рассылаешь во все издательские дома или агентства, с которыми бы ты хотела работать.
Если через месяц не пришло ни одного ответа, хотя ты разослала 100 писем и папок с работами в 100 разных агентств – причин для уныния нет! Главное не сделать самую распространённую ошибку и не пытаться выяснить, почему тебе не ответили, пытаясь ещё раз послать СТАРОЕ портфолио. Садись, делай полностью новое, с новыми, да-да, всего за месяц работами и шли снова, снова и снова! Не бойся повторять процедуру рассыла своих НОВЫХ работ, пока тебе не ответят! Здесь, конечно же, нужно считаться с тем, что тебе может прилететь не только предложение о работе, но и отказ. Пережить это всегда тяжело, но возможно. Нужно всегда верить, что на свете есть достаточно клиентов, которым понравится именно твоя техника работы, твой ход мыслей, твои взгляды на мир.
В случае пассивного поиска всё намного проще, но он и менее эффективный. Ты можешь рисовать миллионы картинок и выставлять их во всех известных профессиональных сетях, на форумах и блогах. Тогда при должном качестве клиенты потянутся к тебе сами. Но ждать начинающему иллюстратору обычно приходится дольше, чем в случае активного поиска.
Если ты решаешь посвятить себя полностью только иллюстрации, не отвлекаясь на работу дизайнером или младшим помощником старшего дворника, я бы всё-таки посоветовала более агрессивные методы поиска потенциальных клиентов, хотя он одновременно и более дорогостоящий. Т.е. тебе решать. Если ты чувствуешь, что созрела для профессиональной работы – смело иди в бой, не жди, пока тебя найдут среди тысячи коллег. Если хочешь ещё поработать над собой, но уже желаешь заявить о себе – показывай потихоньку свои работы.
Как договариваться об условиях работы?
Здесь у каждого иллюстратора свои правила. Расскажу о своих.
1.Оплата.
Мне всё равно, насколько богат или беден заказчик. Я беру ровно столько, во сколько оцениваю свою работу. Т.е. я прикидываю, сколько у меня часов уйдёт на иллюстрацию и считаю, сколько бы я хотела заработать в час: скажем, 30 долларов. Если я называю цену в 300 долларов за иллюстрацию, значит я не рассчитываю потратить на неё больше 10 часов. Со мной можно торговаться, но я никогда не устраиваю дискриминацию по толщине кошелька, не прикидываю, можно ли побольше выудить с клиента, а просто желаю, чтобы часы, потраченные мною на работу, были честно оплачены.
Если мы с клиентом остановились на сумме, меньшей, чем мне хотелось бы, значит:
- мне интересно
- мне нравится артдиректор и хочется с ним или с ней поработать
- иллюстрацию будет не стыдно показать в портфолио
- заказ прибавит мне знаменитости
- заказчик берёт на себя все расходы по банковскому сбору и не тянет с оплатой.
2. Эскизы.
Здесь всегда нужно договариваться отдельно о количестве и оплате. Иногда клиент сам не знает, чего хочет, и нужно всегда оговаривать, что в случае расторжения договора, пусть даже устного, эскиз будет стоить, скажем, как минимум 50 долларов. А то знаем мы уже это пиратство – собирается как можно больше бесплатных и неглупых идей по сети, а работа отдаётся соседу дяде Васе.
Вменяемые заказчики никогда не станут торговаться и тут же согласятся оплатить хотя бы эскизы, если уж не сработались с иллюстратором или действительно просто идеи собирали. За все годы моей работы профессиональным иллюстратолром я только один раз «пролетела» с заказчиком. Клиент показался мне очень серьёзным, заинтересованным в работе, а не в эскизах. Мы долго у мучительно работали – переделывали всё по миллиону раз. Я сделала пачку эскизов, пачку отрисовок и, казалось, переписка с артдиром была просто бесконечной!
Потом, когда эскизы наконец-то утвердили (это очень важный этап – никаких отрисовок начисто, пока не утвердили эскиз), я отрисовала всё начисто, выполнила в цвете, утвердила готовые иллюстрации и когда уже заливала печатную версию иллюстраций на сервер, чтобы переправить работы клиенту, мне пришло письмо от якобы сменившегося артдиректора проекта с кучей изменений к эскизам (мои готовые работы, оказывается, всё ещё имели статус эскиза) и просьбой повернуть все 20 иллюстраций в ракурсе, перерисовать лица и одежду! В сердцах я прекратила с ними работу, не получив никакого вознаграждения, вместо того, чтобы равнодушно пожать плечами, как я это делаю сейчас, и сказать – платите мне ещё раз столько же за новые эскизы, и я вам нарисую любой ракурс и людей в любой одёжке. Как знать, может они на то и рассчитывали, что я как-то эмоционально отреагирую после очень напряжённой и противной работы и подарю им свои картинки. Люди всякие бывают, но на ошибках, как известно, учатся. Один раз я сделала все-все эти ошибки, какие только можно было сделать, и наелась навсегда.
3. Пробные работы.
При этом слове я выбрасываю письмо клиента в мусорку и стараюсь больше никогда о нём не вспоминать. Хочешь от меня эскиз – см. пункт 2 этого текста. А если хочешь от меня полноценную цветную иллюстрацию на пробу, хотя видел моё портфолио - разбирайся сам со своей нерешительностью и неумением оценить ситуацию.
Мне предстояло научиться ценить своё время иллюстратора. Никому даже в голову не приходит сходить за бесплатным пробным лечением к врачу. А иллюстратор что, не человек с ребёнком и кошкой, которых нужно кормить? Откуда вообще это мнение, что работа иллюстратора не должна оплачиваться и вещь менее серьёзная, чем все остальные работы на свете?
За время, пока я, простите, дрочусь с пробной иллюстрацией и пытаюсь угодить клиенту и соревнуюсь не понятно с кем, я могу сделать десяток иллюстраций для постоянных, любимых и надёжных клиентов, которые не приходят ко мне за халявой, а хотят хорошей, продуктивной и качественной работы. На крайний случай лучше сесть и нарисовать сильную и красивую иллюстрацию в собственное портфолио, чтобы привлечь к себе вменяемых клиентов - потратить это время=деньги на себя.
Посылай смело всех, кто хочет устроить конкуренцию между иллюстраторами, собрать бесплатных идей и оставить тебя ни с чем. Если у людей есть время на такие игры, но нет времени, чтобы тщательно выбрать иллюстратора для проекта, грамотно спланировать работу, обговорить с ним все детали, сроки и на всякий случай придумать план B – лучше даже не начинать сотрудничество.
Начинающим иллюстратором я часто соглашалась на такую нервотрёпку, пока вдруг не поняла, что так я никогда ничего не добьюсь. Либо они приходят ко мне и работают со мной, либо, какими бы хорошими они не были, они идут своей дорогой, которая, в идеале, больше не пересекается с моей, а я своей. Рада сообщить, что такое решение пошло мне только на пользу!
За последнее время у меня был пока один единственный случай, когда я невольно согласилась на пробную иллюстрацю, но только потому, что до начала работы я встречалась с заказчиком, успела в него влюбиться (не в прямом смысле) - поддалась его шарму и обаянию. Счастливыми нас это не сделало...
4. Договор.
О тонкостях и деталях договоров с отдельными издательствами или агентствами писать нужно очень много. Говорить об этом обобщённо как-то тоже не имеет смысла.
Целый ряд книг советует не разрешать публикацию своих иллюстраций на разных носителях – т.е. хотите не только в журнале, но и на футболках заработать на моей иллюстрации – платите хоть какие-то копейки за дополнительное использование. Многие так же не советуют отдавать работы в вечное пользование, оговаривать условия копирайта и, и , и...
На деле же всё выглядит так, что мало какие агентства, не только русские, вообще предлагают какой-то договор перед началом работы малой или средней сложности. Оговаривается всё, что угодно – оплата, сроки, эскизы, режим работы, но слово 'договор' если и звучит, то как какая-то формальность по окончанию совместной работы вместе с фразой – вы ДОЛЖНЫ подписать, иначе не будет оплаты... Всегда можно спросить, для чего иллюстрация, где мой договор где мой поросёночек, где моя сказочка и где моя предоплата, но в основном это имеет смысл делать уже тогда, когда речь идёт о гонораре с несколькими нулями.
***
Получилось как-то очень много, и на деле нужно просто садиться и работать – глаза боятся, а руки делают. Ни в коем случае не унывай, сначала разберись с основным – направлением деятельности и техникой, а остальное уже приложится.
Кстати, если кому-то интересно, для ответа я использовала и небольшие отрывки из своей книги про «Техники творческого подхода в иллюстрации» - куски книги я публикую по тегу «куски из книги». Я сейчас усиленно работаю над переработкой материала, т.к. книга уже давно дописана, и ищу издателя.